Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях, осуществляющих дошкольное образование обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому и физическому развитию детей № 5 «Улыбка» организовано совместно с нормативно развивающимися воспитанниками (инклюзивное образование). Нормативно-правовой базой для осуществления данной деятельности в учреждении является Модель инклюзивного образования, утвержденная приказом № 26 от 18.12.2019 г. Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: педагогическими работниками, родителями, детьми. Образовательный процесс для детей ОВЗ организуется в соответствии с АООП нозальных групп, для детей-инвалидов – в соответствии с ИПР (индивидуальными программами реабилитации). В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в детском саду работают педагог-психолог, учитель-логопед. Специально оборудованные кабинеты отсутствуют.
Объекты для проведения практических занятий
Все помещения групповых комнат, музыкальный и спортивный залы, а также кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога используются для проведения практических занятий с детьми, в т.ч. с детьми-инвалидами и ОВЗ, познавательного, музыкально-творческого и спортивно-оздоровительного и коррекционно-развивающего направлений. В теплый период года (весна, лето, осень) для образовательных целей активно используется территория ДОУ, с детьми проводится утренняя гимнастика на свежем воздухе, физкультурные занятия, досуги, развлечения, праздники, соревнования.
Библиотека
В ДОУ библиотеки нет, есть книжный фонд включающий в себя методическую и художественную литературу, детские энциклопедии. Библиотечный фонд находиться в методическом кабинете. Также во всех возрастных группах сформированы книжные уголки с детской литературой для чтения и рассматривания в совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности детей.
Спортивные объекты
Территория учреждения активно используется для проведения образовательной, оздоровительной работы, а также создания условий для психологического комфорта и отдыха детей, в т.ч. детей-инвалидов и детей ОВЗ (особенно в теплый период года).
Имеются:
- участки для прогулок (11):
- оснащены малыми игровыми формами; песочницами; прогулочными верандами;
- спортивная площадка:
оснащена: полосой препятствий; прыжковой ямой; шведскими стенками.
Также на территории учреждения оборудованы:
- волейбольная и баскетбольная площадки;
- места отдыха для детей и родителей (скамейки, дорожки);
- альпийская горка;
- птичий столб.
На территории расположена большая зона леса с травяным покрытием, создающая благоприятный световой и температурный режим в летний период. Ежегодно коллективом детского сада высаживаются молодые деревья и кустарники: липовая, рябиновая, сосновая аллеи, цветочные клумбы.
Средства обучения и воспитания
В целях качественной реализации образовательной программы, расширения границ информационного поля по всем направлениям деятельности детского сада в ДОУ имеются:
- учебно- методические и дидактические материалы,
Содержание методических, дидактических, игровых материалов в группах, методическом кабинете и других учебных помещениях ДОУ (предметно-пространственная среда) можно посмотреть по ссылке: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://maam.ru/upload/maps/news76817/osobenosti-organizaci-prostranstvenoi-predmetno-razvivayuschei-sroedy_er1oh.docx;
- информационно-коммуникационные технологии (использование в работеразных компьютерных программ, интернет-сайтов, электронной почты, множительной и копировальной техники).
Оснащены стационарными компьютерами и ноутбуками специалисты ДОУ, Данные ресурсы используются для индивидуальной и работы с воспитанниками в малых группах, в т.ч. с детьми-инвалидами и ОВЗ. В группах стационарных компьютеров нет, однако для образовательной работы с детьми воспитатели используют переносной ноутбук, который находится в методическом кабинете;
- систематически оформляются тематические выставки и стенды;
- для работы с детьми, педагогами, родителями имеется мультимедийное оборудование в музыкальном зале, аудиотехника, компакт -диски.
База необходимых средств обучения и воспитания постоянно пополняется.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводиться на основе специальных методических разработок и дидактических пособий. Для этого в учреждении имеются
- для релаксации (кресло-мешок, виброоптический дождь, воздушно-пузырьковая колонна);
-световой стол с набором игровых материалов для песочной анимации;
-шнуровки;
-цветные мягкие модули;
-массажные мячики;
- настольные и дидактические игры (мозаика, пазлы, лото, разрезные картинки);
- развивающие дидактические игры;
- различные конструкторы;
- диагностические материалы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание на сегодняшний момент не оборудовано специальными средствами (пандусы, световые панели и др.) для передвижения обучающихся-инвалидов определенных категорий.
В настоящее время образовательная среда учреждения частично доступна для категорий инвалидов Г. У. О и доступна условно для К, С.
Основные недостатки:
прилегающая территория не оборудована парковочной площадкой, на входной группе требуется пандус (пологий въезд) и смена расположения двери. Габариты дверей помещений группы не соответствуют нормативным требованиям доступности для детей инвалидов-колясочников. Санузел не доступен для категорий К, О, С.
В учреждении ведется работа по обеспечению доступности объекта инфраструктуры. По мере поступления финансовых средств мероприятия по организации доступности среды будут осуществляться.
Специальные условия питания
Особых условий питания детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ не предусмотрено, если у детей нет специальных показаний (индивидуальных) на ограничение питания в связи с заболеванием.
Детский сад обеспечивает своих воспитанников, в т.ч. детей-инвалидов и детей ОВЗ 4-х разовым сбалансированным питанием в соответствии с режимом дня и с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин (Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Постановление от 15 мая 2013 г. номер 26 Сан Пин2.4.1. 3049-13). В летний период дети получают 5-ти разовое питание.
В детском саду питание организованно в групповых комнатах, в. т.ч и для детей-инвалидов и детей ОВЗ. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.
Разработано новое 10-дневноеменю. При составлении меню используется картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации, в т.ч. контролируются условия питания для детей - инвалидов.
Также разработаны индивидуальные меню для детей, имеющих ограничения по отдельным продуктам (молочным, видам мяса, цитрусовым).
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными в соответствии с нормативно-технической документацией.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду проводится активная работа по охране здоровья детей. включающая в себя комплекс профилактических, оздоровительных и педагогических мероприятий. Проводятся следующие оздоровительные мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика (в теплый период – на свежем воздухе);
- корригирующая гимнастика после сна (хождение по ребристым доскам, коврикам. мраморной крошке, применение массажоров);
- физкультурные занятия – 3 (в неделю), в т.ч. – одно игровое на свежем воздухе;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- валеологические занятия (старший возраст) по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!»;
- физические упражнения, подвижные игры, физминутки в режиме дня;
- мероприятия (досуги, праздники, развлечения, спортивные флешмобы, забеги) по пропаганде здорового образа жизни среди детей, родителей и сотрудников;
- гигиенические и водные процедуры;
- солнечно-воздушные ванны в теплый период года;
- воздушное закаливание (младший возраст) и обливание стопы и голени ног (дошкольный возраст);
- санитарно-гигиенические процедуры согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.
Проводятся сезонные оздоровительно-профилактические мероприятия: чесночно- луковая терапия. витаминизация третьих блюд (в течение всего периода).
Дети ОВЗ и дети-инвалиды, освобожденные от физкультурных занятий в связи с индивидуальными особенностями. не посещают физкультурные занятия или снижается во время их проведения двигательная нагрузка в соответствии с рекомендациями.
Воспитатели и специалисты ДОУ проводят индивидуальные беседы с родителями по профилактике заболевании детей. Информация о здоровье регулярно размещается на информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе и других помещениях (в коридоре, лестничных площадках, холлах). Ведется систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, медицинский контроль за организацией физического воспитания, в т.ч. детей- инвалидов, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильной организацией и проведением занятий физической культурой, в т.ч. детей-инвалидов.
Администрация осуществляет регулярный контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений детского сада, соблюдение правил личной гигиены воспитанниками и персоналом.
Доступ к информационным системам
Информационная база детского сада оснащена: электронной почтой, сайтом, локальной сетью, выходом в Интернет. Педагоги используют компьютерные технологии в работе с детьми, в т.ч. детьми-инвалидами: при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности, при создании презентаций. В детском саду накоплена медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
Официальный сайт детского сада приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - имеется версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в ДОУ не предусмотрены
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрены.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Учреждение не предоставляет данные услуги.